Социальные

Пресса про-московская

Автор: Cornelia Cozonac
28/08/2018 1460

Благоприятное отношение к российским телеканалам в ущерб румынским на протяжении многих лет негативно влияло на внутреннюю политику и демократические процессы в Республике Молдова. С 90-х годов молдавские власти продемонстрировали полную открытость к московской прессе, которую впустили на молдавское информационное пространство в качестве доминирующего инвестора, тем самым удерживая население в зоне влияния политики, проводимой Российской Федерацией. Пресса, финансируемая Россией туманными путями, продвигает намеренно пропагандистские программы, враждебную риторику по отношению к Евросоюзу и НАТО, и искаженное видение о событиях в стране и за рубежом.

На рынке СМИ Республики Молдова по-прежнему доминирует пресса страны с невысоким уровнем демократии. Некоторые эксперты в Кишиневе объясняют это традиционным послушанием большинства молдавских правительств в отношении Российской Федерации с начала независимости Республики Молдова и зависимостью местной политической и экономической элит от факторов принятия решений и влияния Российской Федерации. Низкий уровень присутствия западных телеканалов в Республике Молдова объясняется отсутствием коммерческой привлекательности рекламного рынка, который никогда не превышал сумму в 20 миллионов евро, показатель, который в последние годы, по некоторым оценкам, сократился в два раза.

В настоящее время все основные телевизионные каналы Российской Федерации – Первый канал, НТВ, Рен ТВ, РТР, СТС, ТНТ и другие, универсальные или тематические, транслируются в Республике Молдова через телеканалы с похожими названиями и лицензиями на вещание, полученными в Молдове.

Исследования последних лет показывают, что вещательные сети четырех из пяти крупнейших телевизионных каналов, по данным AGB Nielsen Media Research, Prime TV, RTR Moldova, NTV Moldova и Canal 2 (в этот Топ 5 входит общественный телеканал Moldova 1) доминируют российские программы.

Несмотря на то, что с момента получения лицензии Prime обязался транслировать 52,28% местных программ, РТР Молдова – 32%, НТВ Молдова – 57,24%, а Canal 2 – 51,64%, эта пропорция не соблюдается. Остальная часть сетки в основном используется для ретрансляции российских сериалов, ток-шоу, приобретенных в Российской Федерации, на социальные и политические темы, которые казалось бы не имеют отношения к зрителям в Республике Молдова, и содержание которых довольно манипулятивно. Эта практика допускается Координационным советом по телерадиовещанию (КСТР) в ущерб интересам общества.

По данным AGB, самый высокий среднесуточный рейтинг аудитории составляет 3,21%, им может похвастаться Prime. Canal 2 занимает второе место с 1,80%, а РТР Молдова – третье с 1,60%.

Владельцы телеканалов

Бизнесмен Владимир Плахотнюк, лидер Демпартии контролирует четыре из пяти каналов национального покрытия: Prime, Canal 2, Canal 3 и Publika TV. До мая 2017 года он был владельцем этих каналов через компанию General Media Group Corp SRL. 12 мая 2017 года КСТР одобрил перевод Canal 2 и Canal 3 под контроль Telestar Media, менеджером которой является Олег Кристал, советник лидера ДПМ. Три из четырех телеканалов ретранслируют российские передачи.

Олег Кристал. Фото: mold-street.com

Prime TV был создан для ретрансляции в Республике Молдова “Первого канала”, который полностью подчиняется Кремлю – https://www.prime.md/. В настоящее время Prime ретранслирует выпуски новостей и некоторые самые популярные шоу “Первого канала”. Благодаря этому у телеканала самая большая аудитория и самый большой рекламный доход, соответственно. Например, передача “Поле чудес” (“Первый канал”) зафиксировала самый высокий рейтинг – 16,96% – или более полумиллиона зрителей на уровне страны.

Редакционная политика телеканала сосредоточена на резких выпадах в адрес оппозиционных партий ПАС во главе с Маей Санду и платформой “Достоинство и правда” во главе с Андреем Нэстасе. Действия про-российского президента Игоря Додона представлены в положительном свете.

Canal 2, ранее называвшийся 2 Plus, был запущен в 2007 году, когда КСТР отозвало лицензию на вещание румынского общественного канала TVR1 на том основании, что канал не оплатил за оборудование для ретрансмиссии. В настоящее время на телеканале транслируется довольно большая часть фильмов из Российской Федерации.

Другим владельцем близким Владу Плахотнюку, который владеет тремя телеканалами, ретранслирующими развлекательные передачи – Super TV, STS Mega и STS Moldova -является Дорин Павелеску. Он владеет каналами через Real Radio SRL и по совместительству является директором рекламного агентства Casa Media Plus, которое расположено по тому же адресу, что и траст Плахотнюка General Media Group -ул. Гиочеилор, 1.

Casa Media Plus SRL имеет эксклюзивное право продавать рекламное пространство на Prime, Canal 2, Canal 3 и Publika TV. Пресса писала, что STS Moldova и Super TV недавно были куплены Владом Плахотнюком. Основателем «Casa Media Plus» SRL является компания OTIV Prime Media B.V, зарегистрированная в офшоре. Владельцем OTIV Prime Media B.V” якобы является лидер Демократической партии Владимир Плахотнюк. Подробнее читайте в обширном интервью RISE Moldova.

РТР Молдова принадлежит двум крупным банкам России

РТР Молдова является “дочкой” российского канала “РТР Россия” и в основном ретранслирует программы, выпускаемые этим телеканалом, а также российские фильмы. Владельцем лицензии на вещание является компания TV-Comunicaţii Grup SRL (doc), созданная тремя учредителями, в том числе “Росмедиакомом” (50%) – Российское гособъединение по медиа и телекоммуникациям. “Росмедиаком”, согласно коммерческому реестру России, имеет трех учредителей: “Сбербанк”, крупнейший банк России, “Внешэкономбанк”, второй по величине банк в России, и государственная телекомпания ВГТРК.

Два других основателя TV- Comunicaţii-Grup являются Валентина Стецко – бизнесмен, который также владеет Nova-TV Grup (25%) и SB Grup Media SRL, компанией, которую основали Галина Сырбу и Оксана Боршевич, родственники основателей Tv Naţional 4.

Телеканалы, пришедшие на молдавский рынок благодаря Додону

“НТВ Молдова”

“НТВ Молдова”, запущенный на базе российского канала “НТВ”, принадлежит компании Exclusiv Media SRL депутата-социалиста Фуркулицэ, близкого к президенту Додону. В 2015 году российский канал “НТВ” прекратил контракт с ТВ7 Кирилла Лучинского и заключил соглашение с Exclusiv-Media, принадлежащей депутату-социалисту Корнелиу Фуркулицэ. Exclusiv Media SRL управляет муниципальный советник Кишинева от социалистов Петру Бурдужа.

Exclusive TV – еще один телеканал, управляемый Exclusiv Media SRL на базе российского канала TNT Comedy. Exclusive Media SRL получила право запустить телеканал Exclusive TV и TNT Comedy в конце 2016 года, несмотря на то, что во время президентской кампании КСТР неоднократно санкционировала телекомпанию NTV Moldova за несоблюдение политического баланса.

Accent TV владеет компания Telesistem TV SRL (doc), которой управляет Станислав Выжга и которую основала другая российская компания Media Invest Service (doc). Media Invest Service основана Вадимом Чубарой, советником Додона и связующим звеном между Партией социалистов и Москвой.

Вадим Чубарэ – бизнесмен из Бельц, связанный с несколькими денежными схемами из офшоров с румынскими филиалами. В 2013 году он стал единственным партнером SMG Perfect Deal SRL в Бухаресте. Расследование RISE Moldova описывает схемы Вадима Чубарэ.

NTV и Accent TV, которые благодаря редакционному контенту демонстрируют сильную политическую приверженность ПСРМ, являются медиа-инструментами для продвижения имиджа партии и атаки противников. В своих новостях оба канала позиционируют себя как антиправительственные, но избирательно освещают деятельность представителей правительства. Представители ДПМ не фигурируют в новостях. Редакционная политика отдает предпочтение событиям и политике в России. Во время президентской предвыборной кампании ПСРМ внесла в бюждет обоих каналов 1,3 миллиона леев.

Владельцы молдавских телеканалов. Анализ Mold-street.

Расследование Rise Moldova показывает, что на президентских выборах в 2016 году Социалистическая партия получила спонсорскую помошь в миллионы леев от секретного бизнеса  офшорной компании на Багамских островах со связями в Российской Федерации. Компания сделала трансфер на сумму свыше 30 миллионов леев, а деньги вошли в Молдову за несколько месяцев до выборов через Exclusiv Media SRL. На основании кредитных соглашений миллионы леев пришли от этой компании к большему количеству людей, близких к партии и ее спонсорам. Несмотря на то, что компания находится на Багамах, соглашение о займе, подписанное офшором и фирмой Фуркулицэ было составлено на русском и английском языках и все споры, вытекающие из договора, регулируются материальным и процессуальным законодательством Российской Федерации и подлежат рассмотрению в Арбитражном торговом суде при Московской торговой палате.

Exclusiv Media LLC также является владельцем российской газеты «Аргументы и факты», “дочки” одноименного издания из Российской Федерации, а также сайтом aif.md (“Аргументы и факты в Молдове”). В Exclusiv Media SRL работают жены Игоря Додона и депутата Корнелиу Фуркулицэ – Галина Додон и Людмила Фуркулицэ. По крайней мере, об этом говорится в их декларациях о доходах.

Расследование Центра журналистских расследований об участии Додона в различных схемах, связанных с Россией 

REN Moldova

Еще один канал с российскими связями – REN Moldova, “дочка” российского телеканала REN TV. Владельцем REN Moldova является Teleproiect SRL, основанный Agenţia de Televiziune Intermedia SRL (doc), принадлежащий Вячеславу Федорову. Название AT Intermedia идентично названию московской структуры, контролируемой компанией SEK, принадлежащей Российскому обществу авторского права.

Телеканалы Илана Шора

Телеканалы Euro TV и Alt TV связаны с бизнесменом Иланом Шором и лидером партии Шор, хотя он отрицает свою к ним причастность. Alt Tv в 2016 году был переименован в Orhei TV.

Каналы официально принадлежат Рите Цвик через Media Resurse SRL, основателем которой является Klassika Media SRL, связанная с именем Илана Шора. 

Исследования

Записи отчетности КСТР включают 78 телевизионных каналов и 58 радиостанций. Пять каналов (Moldova 1, Prime, Canal 2, Canal 3 и Publika TV) и восемь радиостанций (Radio Moldova, Muz FM, Publika FM, Radio Plai, Hit FM, Vocea Basarabiei, Fresh FM şi Radio Noroc) имеют нацинальное покрытие. 85 вещателей, в том числе 49 телеканалов и 36 радиостанций, расположены в Кишиневе, в то время как остальные 29 телеканалов и 22 радиостанций – в других населенных пунктах.

Измерение аудитории вещателей в Республике Молдова осуществляется под эгидой AGB Nielsen Media Research компании TV MR MLD, но объективность результатов сомнительна. Только 15 телевизионных каналов включены в мониторинг AGB: Canal 2, Canal 3, Moldova 1, N4, NTV Moldova, Prime, Pro TV Chişinău, Publika TV, Realitatea TV, Ren TV Moldova, RTR Moldova,  ТNТ Exclusiv Tv, STS Mega и Super TV.

На большинстве телеканалов доминирует российский контент вещания. Например, данные 2017 года показывают, что 25 из 45 наивысших рейтинговых программ (по три от каждого канала) транслируются по-русски, как правило, из российских каналов или советских производственных фильмов и сериалов Российской Федерации.

Исследование, проведенное в 2014 году, показало, что на 8 телеканалах (Canal 2, Canal 3, Jurnal TV, Moldova 1, Prime, Pro TV Chişinău, Publika TV şi TV7) саундтреки зарубежных фильмов в пропорции 83% были на русском языке.

После распада СССР кинодистрибьюторы из России получили право расширить свою деятельность до стран СНГ. Получая права на распространение фильма, российский дистрибьютор автоматически приобретает права на Республику Молдовы. Это позволяет им применять низкие ставки, считывая РМ не как отдельную страну, а как регион России.

С финансовой точки зрения, российское производство более доступно для молдавских телеканалов, чем европейское. Таким образом, большинство фильмов и сериалов как российских, так и международных попадает на маленькие экраны в Республике Молдова. Большинство телеканалов, которые покупают права на трансляцию фильмов, имеют поставщиков из России.

Более подробную информацию об официальных владельцах телеканалов можно найти на сайте КСТР file:///C:/Users/CIJ/Downloads/Registru-TV-Eter-Etalon2.pdf

Недавнее исследование (июль 2018 года) показывает, что Республика Молдова “является страной, которая больше всех подвержена российской пропаганде в Центральной и Восточной Европе и соответсвенно является наиболее уязвимой. Об этом свидетельствуют результаты исследования «Сопротивление дезинформации в Центральной и Восточной Европе».

Исследования показывают, что большинство популярнейших телеканалов ретранслируют российские программы, и большая часть онлайн-прессы симпатизирует Кремлю. В то же время, существует несколько важных категорий населения, подверженных манипулированию, считают авторы исследования. Они также отмечают, что мер, принятых в последнее время властями, недостаточно, более того, сами власти склонны поддерживать определенные политические группы.

Он-лайн СМИ

Некоторые порталы близкие социалистам представлены как «полезные» на официальном сайте ПСРМ – socialistii.md. Таким образом, помимо Dodon.md, Gardatinara.md или Fundatiasolutia.md в списке рекомендуемых сайтов находятся Actualitati.md, Tsn.md, Replika.md и Aif.md.

Сайт газеты „Аргументы и факты” Aif.md

Сайте газеты «Аргументы и факты» Aif.md был зарегистрирован изданием «Аргументы и факты» в Москве. Газета издается компанией Exclusiv Media SRL (doc), основанной депутатом социалистом и близким к Игорю Додону Корнелиу Фуркулицэ, который в 2015 году получила лицензию на вещание для НТВ Молдова и Exclusiv TV.

Exclusiv Media SRL также зарегистрировал и портал Tsn.md, еще один сайт близкий к ПСРМ. Tsn.md представляет Actualitati.md, Replika.md и «Аргументы и факты» в качестве партнерских порталов.

Петру Бурдужа, советник Муниципального совета Кишинэу от Партии социалистов, администратор Exclusiv Media SRL с 2015 года имеет долю 50% в периодическом издании на русском языке “ПАНОРАМА”, которая в настоящее время не выпускается. Оставшиеся 50% принадлежат журналисту-политику Дмитрию Чубашенко, кандидату на пост главы государства от Нашей партии во главе с Ренато Усатым в 2016 году. Политик Усатый все свои деньги, которыми финансировал в СМИ Молдовы, заработал в России. Русскоязычный журналист Чубашенко руководил изданием с 2009 года, тогда же зарегистрировав сайт Pan.md. Газета широко освещала проблемы Ренато Усатого с правоохранительными органами. В предвыборной кампании 2016 года газета получила контракт на сумму в 100 830 леев на предвыборную рекламу Чубашенко. И другие сайты, близкие к ПСРМ, были зарегистрированы людьми, связанными с партией.

Например, домен Actualitati.md был зарегистрирован Юрием Витнянским, избранным на местном уровне в Муниципальный совет Кишинэу от социалистов. Витнянский также является членом Координационного совета общественного объединения «Молодая гвардия», представленного в качестве «молодого крыла» ПСРМ.

Домен Replika.md был зарегистрирован Романом Федоровым, бывшим членом Союза коммунистической молодежи Молдовы. Несколько лет назад Роман Федоров был секретарем по идеологии в районном совете Бэлць. Эти порталы имеют пророссийскую редакционную политику, продвигают Игоря Додона и других лидеров ПСРМ, избегают критики правительства за исключением лидеров Либеральной партии.

Про-российские порталы

Новости Молдова

Два других новостных агентства «Новости Молдова» и «Спутник» с про-российской редакционной политикой часто продвигают имидж Игоря Додона. Фактически, это не единственная связь между двумя порталами. Домен Novostimoldova.ru, портал агентства «Новости Молдовы» зарегистрирован компанией «Наунет», лицензированной для предоставления доменов .ru. Медиа-бизнес принадлежит одной одноименной фирме – информационное агентство “НОВОСТИ-МОЛДОВА”, которым управляет Рита Цвик. Эта компания была основана другой фирмой – Noutăţi din Rusia SRL, которая также основана и управляется Ритой Цвик. Ее муж, Владмир Новосадюк, является руководителем агентства «Спутник Молдова».

Sputnik.md 

Sputnik.md, сайт СМИ, которое представляет себя как новостное агентство и радио начало свою деятельность в ноябре 2014 года, зарегистрировавшись Международным агентством печати «Россия Сегодная» в Москве, которое было основано в 2013 году президентским указом Владимира Путина. Спутник считается пропагандистским агентством Кремля. Редакционная политика сосредоточена на политических событиях в Российской Федерации, и президент Путин присутствует почти ежедневно в новостях на портале. Лидеры оппозиции Кишинева и про-румынские политики предстают в негативном контексте, а пророссийский президент Игорь Додон – в позитивном.

Спутник массово продвигает Илана Шора, который проводит там все свои пресс-конференции. Пресса писала, что Шор финансирует это агентство.

Сотрудники «Спутника» имеют очень высокие зарплаты в размере одной-двух тысяч евро, подобные зарплаты получают работники телеканалов Додона и Плахотнюка.

Упомянутые Kroll-ом

Супруги Рита Цвик и Владимир Новосадюк, оба акционера Unibank, одного из трех девальвированных банков, были упомянуты в отчете Kroll, компании, нанятой молдавскими властями для расследования кражи миллиарда долларов из трех девальвированных банков. Согласно документу, Рита Цвик и Владимир Новасадюк заимствовали 12 миллионов леев у фирмы Harrogate Consulting LLP.

В 2014 году супруги-журналисты были посредниками в передаче двух телеканалов Euro TV и Alt TV мэру Оргеева бизнесмену Илану Шору. Фактически, Цвик является основателем Klassika Media SRL, компании, которая основала Media Resources SRL и Alternativ-TV SRL, которые управляют телеканалами. Ранее Рита Цвик сняла документальный фильм об отце Илана Шора, а в последние годы она несколько раз выступала на публике вместе с Иланом Шором.

Noi.md был основан в сентябре 2010 года MLD Media SRL, компанией, деятельность которой включает радио, телевидение и агентства печати. У компании шесть акционеров, в том числе, контролируемые бизнесменом Василе Киртокой, муниципальным советником от ПКРМ и кандидатом на пост мэра столицы в 2015 году. Журналисты портала отмечают, что статьи публикуются на двух языках – молдавском и русском, и что редакция поставит акцент на аналитические материалы. С этой же целью в 2013 году был создан «Аналитический центр Noi.md», но подробности о котором не были предоставлены.

Crimemoldova.com – портал, который пишет о преступности в Республике Молдова и является “дочкой” CrimeRussia. Домен crimemoldova.com с IP-адресом в Аризоне, США был зарегистрирован в июне 2012 года службой интернет-домена BS Corp, еще одной услугой, которая обеспечивает анонимность реальных владельцев. На сайте говорится, что владельцем является офшор Citadel Media Group LTD, компания, якобы расположенная в Гонконге. Согласно официальному сайту компании, cmg.im, помимо проекта Crime Moldova ей также принадлежит crimerussia.com https://crimerussia.com/, основанная в 2009 году, и russiangate.com, основанная в 2016 году. Зарегистрировал домен cmg.im  Алексей Ефанов, о котором нет других подробностей. Главным редактором crimemoldova.com является Алексей Пэдурару. Некоторые из сотрудников портала говорят, что деньги поступают из России, но портал не имеет политических связей.

Портал Gagauzinfo.md

Gagauzinfo.md – портал, посвященный отражению событий в AТО Гагаузия, был основан в 2008 году компанией Iusivmedia SRL, получившей лицензию на телерадиовещание и возглавляемой Юлией Кылчик. Портал продвигает положительный имидж Игоря Додона и уделяет приоритетное внимание пророссийской политике.

Newsmaker.md – портал на русском языке, основанный в 2014 году Владимиром Соловьевым, журналистом и главным редактором, бывшим корреспондентом газеты «Коммерсант» в Москве, а затем директором интернет-издания Kommersant Moldova. Портал kommersant.md закрылся 1 августа 2014 года из-за финансовых трудностей. Текущий проект финансируется независимыми проектами поддержки независимых СМИ Республики Молдова, а также из других иностранных фондов. Портал проводит проевропейскую редакционную политику.

Российские печатные СМИ

”КП в Молдове» – “дочка” московской ежедневной газеты с тем же именем «Комсомольская правда». Она издается в Кишиневе и пропагандирует политику Кремля и имеет антинатовскую, антирумынскую и антиевропейскую редакционную политику. У публикации также есть портал https://www.kp.md/. Логотип публикации совпадает с логотипом публикации в Российской Федерации. Газета издается периодическим изданием «Комсомольская правда-Бессарабия ООО».

Аргументы и факты» – (подробности выше) это одноименный еженедельник российского издания, которое пользуется популярностью в Москве. В Молдове газета издается компанией Exclusiv Media SRL (doc), основанной депутатом социалистом и близким к Игорю Додону Корнелиу Фуркулицэ. Его компания в 2015 году получила лицензию на вещание для “НТВ Молдова” и Exclusiv TV. Сайт газеты «Аргументы и факты» Aif.md была зарегистрирован изданием «Аргументы и факты» в Москве.

Расследования по теме

Предыдущая статья на эту же тему

Следующая статья на эту же тему

Материалы платформы www.anticoruptie.md могут быть использованы только в сокращении до 1.000 символов. Все интернет ресурсы обязаны указывать источник и прямую ссылку на статью. Печатные издания, радиостанции и телеканалы должны озвучивать источник. Копирование полного текста разрешается только с предварительной договоренностью с Центром Журналистских Расследований. Статьи, опубликованные на портале www.anticoruptie.md защищены Законом об авторском праве и смежных правах.

Комментарии